22-23.10.2020

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Приглашаем принять участие

в международной научной конференции

ОБРАЗЫ АМЕРИКАНСКОГО И СОВЕТСКОГО ВРАГА

В КИНЕМАТОГРАФЕ СССР И США ПЕРИОДА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Санкт-Петербург, 22-23 октября 2020 года

 

Организаторы:

 

 

Программный комитет: Организационный комитет:
Олег Рябов (СПбГУ) – председатель Александр Кубышкин (СПбГУ) – председатель
Виктория Журавлева (РГГУ) Ольга Давыдова (СПбГУ) – заместитель председателя
Дмитрий Караваев (ВГИК) Сергей Белов (МГУ)
Сергей Каптерев (ВГИК) Людмила Клещенко (РГПУ им. А.И. Герцена)
Александр Федоров (РГЭУ) Марина Куликова (СПбГУ)
Наталья Цветкова (СПбГУ) Татьяна Рябова (РГПУ им. А.И. Герцена)
Rosa Magnusdottir (Aarhus University) Дмитрий Смирнов (ИвГУ)
Irina Novikova (University of Latvia) Нина Спутницкая (ВГИК)
Tony Shaw (University of Hertfordshire) Кирилл Юдин (ИвГУ)
Denise Youngblood (University of Vermont)

 

Кинематограф был одним из основных театров «культурной Холодной войны»; ведущие актеры, режиссеры, сценаристы по обе стороны «железного занавеса» принимали активное участие в формировании образов американского и советского врага. В качестве «зеркальных» образы «врага номер один», создававшиеся советской и американской пропагандой, были охарактеризованы еще в исследованиях 1960-х гг. Компаративный анализ образов врага позволит выявить как общие закономерности «кинематографической Холодной войны», так и специфические черты, присущие кинематографам двух сверхдержав. Мы предлагаем рассматривать образы врага как повод для рефлексии о дискурсивных сдвигах, эволюции страхов, трансформации отношений культуры и идеологии в период Холодной войны. Исследование кинообразов врага Холодной войны представляется тем более актуальным, что они продолжают оказывать влияние на взаимное восприятие России и США. Это происходит в том числе потому, что они активно используются в современной политике, внутренней и международной. Мы надеемся, что изучение приемов конструирования образов врага и использования их сможет внести вклад в улучшение взаимопонимания между народами России и США.

Конференция, таким образом, посвящена сравнительному анализу:

  • производства, продвижения и потребления советских и американских кинообразов «врага номер один» в период Холодной войны;
  •  культурного контекста этих образов;
  •  их сегодняшнего восприятия и использования в символической политике России и США.

 

К обсуждению предлагается следующий круг вопросов:

1 Образы врага как междисциплинарная проблема.

 

2 Образы американского и советского врага в культуре СССР и США периода Холодной войны:

  • образы врага в идеологии и философии;
  • образы врага в визуальной культуре (карикатура, комикс, плакат, фотография);
  • образы врага в популярной музыке;
  • образы врага в литературе.

 

3 Образы американского и советского врага в кинематографе СССР и США периода Холодной войны:

  • роль советских и американских фильмов Второй мировой войны в создании образов «врага номер один»;
  • этапы эволюции образов врага в 1946-1991 гг.;
  • институциональный и идеологический контроль производства, продвижения и потребления кинообразов врага;
  • кинематографические приемы создания образов врага;
  • специфика образов врага в детском, анимационном и неигровом кино;
  • образы врага в историческом кинематографе;
  • дегуманизация как прием создания образов врага;
  • «враг внешний» и «враг внутренний»;
  • использование кинообразов американского и советского врага в политике советской и американской идентичности;
  • гендерные дискурсы как ресурс формирования образов врага;
  • тема расовой / этнической дискриминации в создании образов врага;
  • образы детей как ресурс создания образов врага;
  • репрезентации «своего» и «чужого» пространства как ресурс создания кинообразов врага;
  • музыка как ресурс создания кинообразов врага;
  • семиотика кинообразов врага;
  • лингвистические средства конструирования кинообразов врага;
  • образы врага в киноафишах;
  • приемы деконструкции образов врага в фильмах разрядки и перестройки;
  • восприятие кинообразов врага зрительской аудиторией в СССР и США;
  • соперничество и сотрудничество кинематографистов СССР и США.

 

4 Кинообразы советского и американского врага периода Холодной войны сегодня:

  • рецепция фильмов Холодной войны российской и американской аудиторией;
  • ностальгия по Холодной войне: Российская и американская перспективы;
  • кинообразы врага Холодной войны в символической политике России и США: акторы, формы, технологии.

 

 

К участию в конференции приглашаются специалисты в области истории, киноведения, международных отношений, культурологии, политологии, социологии, лингвистики, философии, психологии.

Рабочие языки – русский, английский.

Организационный взнос не взимается. Проезд и проживание оплачиваются командирующей стороной.  В случае необходимости конференция будет проведена в онлайн-формате.

 

Для участия в конференции приглашаем до 31 августа 2020 года включительно направить на адрес riabov1@inbox.ru заявку и аннотацию доклада (1500-2000 знаков). В заявке просьба указать фамилию, имя, отчество, место работы и должность, учёную степень, электронную почту, название доклада. Решение о включении доклада в программу конференции будет сообщено не позже 10 сентября.

 

 

От имени Программного комитета конференции,

Олег Вячеславович Рябов

доктор философских наук, профессор,

ведущий научный сотрудник факультета политологии СПбГУ

E-mail: riabov1@inbox.ru

 

Адрес страницы конференции http://coldwarenemy.ru/cold_war_cinematic_images_enemy_ru/  

 

 

Международная научная конференция

ОБРАЗЫ АМЕРИКАНСКОГО И СОВЕТСКОГО ВРАГА

В КИНЕМАТОГРАФЕ СССР И США ПЕРИОДА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Санкт-Петербург, 22-23 октября 2020 года

ЗАЯВКА

 

Фамилия, имя, отчество __________________________________________________

Место работы ___________________________________________________________

Должность _____________________________________________________________

Ученая степень __________________________________________________________

Электронная почта  ______________________________________________________

Название доклада ________________________________________________________

Аннотация (1500 – 2000 знаков) _________________________________________________________________