22-23.10.2020
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Приглашаем принять участие
в международной научной конференции
ОБРАЗЫ АМЕРИКАНСКОГО И СОВЕТСКОГО ВРАГА
В КИНЕМАТОГРАФЕ СССР И США ПЕРИОДА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Санкт-Петербург, 22-23 октября 2020 года
Организаторы:
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Научный проект «Кинообразы советского и американского врагов в символической политике Холодной войны: Компаративный анализ» (РНФ, грант № 18-18-00233).
Программный комитет: | Организационный комитет: |
Олег Рябов (СПбГУ) – председатель | Александр Кубышкин (СПбГУ) – председатель |
Виктория Журавлева (РГГУ) | Ольга Давыдова (СПбГУ) – заместитель председателя |
Дмитрий Караваев (ВГИК) | Сергей Белов (МГУ) |
Сергей Каптерев (ВГИК) | Людмила Клещенко (РГПУ им. А.И. Герцена) |
Александр Федоров (РГЭУ) | Марина Куликова (СПбГУ) |
Наталья Цветкова (СПбГУ) | Татьяна Рябова (РГПУ им. А.И. Герцена) |
Rosa Magnusdottir (Aarhus University) | Дмитрий Смирнов (ИвГУ) |
Irina Novikova (University of Latvia) | Нина Спутницкая (ВГИК) |
Tony Shaw (University of Hertfordshire) | Кирилл Юдин (ИвГУ) |
Denise Youngblood (University of Vermont) |
Кинематограф был одним из основных театров «культурной Холодной войны»; ведущие актеры, режиссеры, сценаристы по обе стороны «железного занавеса» принимали активное участие в формировании образов американского и советского врага. В качестве «зеркальных» образы «врага номер один», создававшиеся советской и американской пропагандой, были охарактеризованы еще в исследованиях 1960-х гг. Компаративный анализ образов врага позволит выявить как общие закономерности «кинематографической Холодной войны», так и специфические черты, присущие кинематографам двух сверхдержав. Мы предлагаем рассматривать образы врага как повод для рефлексии о дискурсивных сдвигах, эволюции страхов, трансформации отношений культуры и идеологии в период Холодной войны. Исследование кинообразов врага Холодной войны представляется тем более актуальным, что они продолжают оказывать влияние на взаимное восприятие России и США. Это происходит в том числе потому, что они активно используются в современной политике, внутренней и международной. Мы надеемся, что изучение приемов конструирования образов врага и использования их сможет внести вклад в улучшение взаимопонимания между народами России и США.
Конференция, таким образом, посвящена сравнительному анализу:
- производства, продвижения и потребления советских и американских кинообразов «врага номер один» в период Холодной войны;
- культурного контекста этих образов;
- их сегодняшнего восприятия и использования в символической политике России и США.
К обсуждению предлагается следующий круг вопросов:
1 Образы врага как междисциплинарная проблема.
2 Образы американского и советского врага в культуре СССР и США периода Холодной войны:
- образы врага в идеологии и философии;
- образы врага в визуальной культуре (карикатура, комикс, плакат, фотография);
- образы врага в популярной музыке;
- образы врага в литературе.
3 Образы американского и советского врага в кинематографе СССР и США периода Холодной войны:
- роль советских и американских фильмов Второй мировой войны в создании образов «врага номер один»;
- этапы эволюции образов врага в 1946-1991 гг.;
- институциональный и идеологический контроль производства, продвижения и потребления кинообразов врага;
- кинематографические приемы создания образов врага;
- специфика образов врага в детском, анимационном и неигровом кино;
- образы врага в историческом кинематографе;
- дегуманизация как прием создания образов врага;
- «враг внешний» и «враг внутренний»;
- использование кинообразов американского и советского врага в политике советской и американской идентичности;
- гендерные дискурсы как ресурс формирования образов врага;
- тема расовой / этнической дискриминации в создании образов врага;
- образы детей как ресурс создания образов врага;
- репрезентации «своего» и «чужого» пространства как ресурс создания кинообразов врага;
- музыка как ресурс создания кинообразов врага;
- семиотика кинообразов врага;
- лингвистические средства конструирования кинообразов врага;
- образы врага в киноафишах;
- приемы деконструкции образов врага в фильмах разрядки и перестройки;
- восприятие кинообразов врага зрительской аудиторией в СССР и США;
- соперничество и сотрудничество кинематографистов СССР и США.
4 Кинообразы советского и американского врага периода Холодной войны сегодня:
- рецепция фильмов Холодной войны российской и американской аудиторией;
- ностальгия по Холодной войне: Российская и американская перспективы;
- кинообразы врага Холодной войны в символической политике России и США: акторы, формы, технологии.
К участию в конференции приглашаются специалисты в области истории, киноведения, международных отношений, культурологии, политологии, социологии, лингвистики, философии, психологии.
Рабочие языки – русский, английский.
Организационный взнос не взимается. Проезд и проживание оплачиваются командирующей стороной. В случае необходимости конференция будет проведена в онлайн-формате.
Для участия в конференции приглашаем до 31 августа 2020 года включительно направить на адрес riabov1@inbox.ru заявку и аннотацию доклада (1500-2000 знаков). В заявке просьба указать фамилию, имя, отчество, место работы и должность, учёную степень, электронную почту, название доклада. Решение о включении доклада в программу конференции будет сообщено не позже 10 сентября.
От имени Программного комитета конференции,
Олег Вячеславович Рябов
доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник факультета политологии СПбГУ
E-mail: riabov1@inbox.ru
Адрес страницы конференции http://coldwarenemy.ru/cold_war_cinematic_images_enemy_ru/
Международная научная конференция
ОБРАЗЫ АМЕРИКАНСКОГО И СОВЕТСКОГО ВРАГА
В КИНЕМАТОГРАФЕ СССР И США ПЕРИОДА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Санкт-Петербург, 22-23 октября 2020 года
ЗАЯВКА
Фамилия, имя, отчество __________________________________________________
Место работы ___________________________________________________________
Должность _____________________________________________________________
Ученая степень __________________________________________________________
Электронная почта ______________________________________________________
Название доклада ________________________________________________________
Аннотация (1500 – 2000 знаков) _________________________________________________________________